Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину. Сократ Динамическое развитие информационных технологий и коммуникаций создаёт новую форму обучения, которую можно назвать термином «электронное образование». Её обычно относят к дополнительному образованию. В связи с этим в современных условиях развития учебного процесса широко используются новые образовательные технологии, средством реализации которых выступают ресурсы среды Интернет: обновляющаяся информация; образовательные сайты; виртуальные учебные центры; виртуальные медиатеки; on-line и off-linе общение. Рассмотрим одну из основных образовательных технологий технологию дистанционных (телекоммуникационных) проектов, в частности - дистанционные конкурсы и проекты для учащихся. Что же такое телекоммуникационный проект (Интернет-проект), чем он отличается от уже знакомых нам других проектов? Проект – это способ организации совместной деятельности партнеров, направленной на достижение согласованного результата в рамках общей идеи, согласованных методов и сроков. В образовательном проекте в качестве согласованных результатов выступают различные «продукты» решения образовательных задач, а партнерами, как правило, выступают педагоги и ученики, имеющие общие проблему и цель, и согласующиеся методы и способы своей деятельности. Под учебным телекоммуникационным проектом (конкурсом) понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, организованную на основе компьютерной телекоммуникации. Именно наличие партнеров, необходимость координации усилий которых требует использования средств телекоммуникации (Интернет-ресурса), является главной отличительной чертой интернет-проекта (интернет-конкурса). Можно привести следующую классификацию типов интернет-проектов (конкурсов): по методу реализации: исследовательский, творческий, приключенческий, ролевой, практико-ориентированный, пр.; по содержательному аспекту: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, лингвистические, культурологические, игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные; по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые; по продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические. Выявлены следующие преимущества дистанционных проектов и конкурсов: С помощью дистанционных конкурсов и проектов образование учеников становится открытым. Ребята на собственном опыте и практике осваивают теорию, что немало важно в связи с отрывом в учебном процессе теории от практики и вследствие недопонимания и отчуждённости школьников к изучаемым объектам. Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Данная форма помогает не только изучить научное направление, но и изобрести нечто своё, индивидуальное, новое. Сравнить полученное с историческими аналогами или результатами других участников. В результате работы, каким бы ни был итог жюри, участник получает нечто большее – собственное приращение в своих глазах и учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс. Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения. Активно и успешно в проектах используются новые формы обучения с использованием чата и форума. С помощью конкурсов и проектов образовательные учреждения предоставляют возможность своим ученикам дополнительные образовательные услуги, а педагогам - помогают осваивать современные средства телекоммуникаций. Подробные инструкции позволяют незаметно изучать и осваивать новые возможности компьютерной техники. Использование метода проектов в учебном процессе предполагает его соответствие некоторым основным требованиям: наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения; значимость предполагаемых результатов для участников учебного процесса (практическая, теоретическая, познавательная); возможность для самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности учащихся; учебный материал и организация работы, предполагающие структурирование (с указанием поэтапных результатов); специальная и достаточно тщательная подготовка, как учащихся, так и учителей. От учителя требуется: умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов; владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, поисковую, творческую, самостоятельную, индивидуальную, групповую работу учащихся; владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой; если речь идет о международном проекте - практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории; владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером); умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью: обработка текстовой и графической информации, владение компьютерной телекоммуникационной технологией, обработка данных с помощью электронных таблиц, использование баз данных, распечатка информации на принтере; владение коммуникативными навыками; умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте; в случае международного проекта - практическое владение языком партнера. В системе образования существуют Интернет-проекты как связанные с отдельными учебными предметами (физика, математика, география и т. д.), так и имеющие межпредметную направленность (исследовательские, экологические, этнографические и т. д.). Эти проекты носят креативный характер и могут быть направлены на подготовку и проведение различных акций, в том числе – национальных и международных. Так, например, к интернет-проектам на прямую связанным с изучением отдельных предметов, в том числе и физики, можно отнести проекты Департамента образования Ярославльской области и Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании www.edu.yar.ru. А вот Российский комитет по регистрации рекордов планеты и Международный клуб рекордсменов «Интерстронг» ставя перед собой целями развитие творческих способностей участников, раскрытие интеллектуального потенциала, поддержание устойчивого интереса к образовательным предметам, привитие навыков в общении с компьютером, выявление юных талантов, проводит ежегодную международную интернет-олимпиаду «Эрудиты планеты» (www.erudites.ru). Эта олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации, вырабатывать умение работать в команде в условиях ограниченного времени. Количество и качество подобных интернет-проектов с каждым годом неудержимо растет. Поэтому, время от времени, стоит войти в поисковую систему и поискать как вновь открывшиеся, так и уже хорошо себя зарекомендовавшие интернет-проекты. И, скорее всего, и Вам и вашим любимым ученикам станет еще интереснее работать вместе.
|