Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения.
Ваши дети попали в новый коллектив. Оказывались в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом АДАПТАЦИИ к новым условиям обучения и приобретения статуса среди сверстников. Термин адаптация обозначает приспособление.
Мне бы хотелось, чтобы вы увидели, уважаемые родители, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали своим детям поддержку.
Какие же трудности могут возникнуть. В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший хорошие оценки, в старших классах может стать средним учеником. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести к понижению самооценки, к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным. Наша задача помочь справиться с трудностями. Для этого, прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги. Возможно, для этого понадобится консультация учителя.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного десятого и перед выпускным одиннадцатым классом. Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка.
Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к ЦТ.
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
Начало нового учебного года прибавляет забот и родителям и учащимся. Довольно сложно после длительных каникул входить в рабочий ритм: рано вставать, подолгу сидеть на уроках, и не просто сидеть, а усваивать большой объем новой информации, а после школы еще и выполнять домашние задания, требующие новых усилий.
Как справиться с возможными трудностями и достойно встретить окончание учебного года? Ответ прост: разумная организация режима дня, правильное питание и отдых на свежем воздухе.
Как сделать так, чтобы времени хватало на всё, чтобы много делать и при этом не уставать, чтобы высыпаться не только в выходные?
Рецепт один - нужно научиться разумно планировать своё время. А для этого нужен правильный режим дня.
Правильный - это когда времени достаточно для всех необходимых компонентов жизни: работы, учебы, отдыха, общения с друзьями, домашних дел, еды, сна и т.д. Но, что не менее важно, правильный режим дня позволяет человеку на протяжении всего периода бодрствования сохранять высокую работоспособность. В результате он успевает сделать за одно и то же время намного больше, чем при отсутствии режима, и при этом гораздо меньше устает. Дело в том, что при соблюдении режима дня вырабатываются устойчивые условные рефлексы на время. Благодаря этому организм в каждый момент времени «подготовлен» к тому виду деятельности, которая ему предстоит, что делает её особенно продуктивной.
Всё: утренний подъем и отход ко сну, еда и приготовление уроков, занятие спортом и чтение книг и т.д. - должно быть подчинено режиму. Еда в определенные часы способствуют хорошему усвоению пищи. Приготовление уроков в одно и то же время помогает быстрее и лучше их выполнить. Привычка ложиться спать в один и тот же час способствует быстрому засыпанию, более глубокому сну, что ведет к хорошему отдыху, восстановлению сил.
Маленький совет по поводу сна. Понаблюдайте за собой, и вы заметите, что примерно в 21.30 вас начинает клонить ко сну. Но после 22.00, чем дальше, тем меньше хочется спать. Так «работают» биоритмы у большинства людей, и нужно по возможности приспособиться к этой природной потребности.
Основные компоненты правильного режима дня следующие:
1. Оптимальная продолжительность различных видов деятельности, рациональное чередование и регулярность.
2. Отдых с возможно большим пребыванием на открытом воздухе.
3. Регулярное (в одно и то же, постоянное, время) питание.
4. Полноценный сон.
И эти не хитрые рекомендации помогут Вам сохранить эмоциональное здоровье своего ребенка.
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в лицее?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о лицее.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о лицее. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Беседуйте с педагогами вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы.
Но если вы заметили изменения в поведении или резкой смене настроения своего ребенка не стесняйтесь обратиться к психологу, классному руководителю или учителю за советом или помощью. Только сообща можно решить все возникающие проблемы. |