Существенная черта подросткового возраста, оказывающая влияние на поведение, развитие, — острота эмоциональных реакций. Подросток может «купаться» в собственных чувствах печали, горе, чувстве вины, гневе. Эти переживания могут вызывать у него удовольствие, а избавление от отрицательных эмоций может стать неприятным.
АФФЕКТИВНЫЕ РЕАКЦИИ
Следует также иметь в виду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с алкоголем.
Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенностью их эмоционального реагирования является и сравнительная легкость возникновения переживания, эмоциональной напряженности, психологического стресса.
Противоречия (например, между стремлением утвердить свою взрослость и боязнью последствий своих поступков) могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам.
Известно, что аффективные реакции имеют сильный и в определенном смысле разрушительный характер, характер «взрыва». Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания. Эмоции в этом случае полностью блокируют интеллект, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярости, гнева, страха. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.
Переживание аффекта оставляет в психике особый — «аффективный» — след травмировавшего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных (даже лишь в некоторых чертах, деталях) с той, которая первоначально вызвала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным
поводам, и даже без реального повода.
На аффективные проявления в подростковом возрасте существенное влияние оказывает повышенная чувствительность детей этого возраста к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности, прежде всего потребность в самоутверждении.
ПОМОЩЬ И ПРОФИЛАКТИКА
Необходимо оказывать помощь подростку в период непосредственного протекания аффекта. Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. После приступа аффекта дети вместе с облегчением часто испытывают чувство вины. Попытка разобраться, что произошло, чем вызвана вспышка, препятствует возникновению аффективного следа. Часто повторяющиеся аффективные вспышки свидетельствуют о сильном неблагополучии подростка и требуют углубленной работы психолога, а нередко и консультации у психоневролога.
Если вы заметили, что поведение вашего ребенка изменилось и он стал более замкнутым или агрессивным не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам и поделиться чем-то вас тяготящим. На сайте нашего лицея размещены ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Специалисты психологической службы отнесутся к Вам без предрассудков и осуждения, выслушают и обязательно смогут дать совет, который поможет. |